История АО ОМЗ

    Основатель завода

    Омутнинский железоделательный завод был основан в правление Екатерины II потомственным купцом и крупным заводчиком, подполковником в отставке Иваном Петровичем Осокиным.

    Официальной датой основания завода считается 1 мая 1773 года, когда было получено окончательное разрешение Государственной берг-коллегии на его строительство. Осенью 1775г. состоялась первая плавка чугуна.
    В первоначальном виде завод состоял из десятиметровой домны и кричной фабрики в шесть горнов и шести молотов. Воздуходувные машины приводились в действие водяным колесом.

    Ассортимент выпускаемой продукции был невелик: выплавлялся штыковой чугун, из которого выковывалось кричное железо. Установка впоследствии плющильного стана позволила катать полосовое и шинное железо.

    1 Пудлинговая печь Кричное производство

     Отправка железа

    2 1910е годы. Отправка барок с железомОтправка продукции происходила главным образом на барках один раз в год – весной, когда при выпуске воды из пруда река Омутная становилась судоходной. Сбывалась продукция в основном на Лаишевской ярмарке (у Казани) и частично в Вятке. Позднее – на Нижегородской ярмарке, на которой омутнинское железо пользовалось популярностью.
    (Весной 1931 г. продукция завода последний раз отправлена барками по воде. Со строительством железной дороги надобность в этом отпала. 15 июня 1931 г. в Омутнинск прибыл первый паровоз, а с октября 1932 г. открыто регулярное движение по железной дороге).

    2 1910е годы. Отправка барок с железом2 Омутнинский пруд в 1910е. Пароход ПЕРВЕНЕЦЪ тащит барки с дровами и плоты по пруду

     

    Уникальную кровлю – в столицу

    3 Картина в музее Омутнинского металлургического завода Автор Н КарпинскаяПо архивным данным, омутнинское железо в силу своих уникальных свойств, а именно – редкой чистоты, прочности и устойчивости к коррозии, в свое время поступало в Петербург и было использовано при строительстве дворцов и прочих значимых зданий, спроектированных именитыми архитекторами той эпохи. Крыши дворцов, выполненные из такого железа, не требовали дополнительной обработки или какого-либо покрытия. К примеру, в 1800 году в Петербург отправлено 8,6 тысячи пудов листового железа.
    В 1872 г. на московской политехнической выставке за образцы чугуна и железа Омутнинский завод был награжден Большой серебряной медалью.
    И позднее, в XX веке, омутнинское кровельное железо не нуждалось в рекламе: качество его было отменным, хотя технология прокатки железного листа уходила корнями в XVIII век.

    Расширение производства

    4 Доменный цехПервое крупное расширение производства произошло в 1820-е гг., когда унаследовавший завод Г.И. Осокин сдавал его в аренду тайному советнику – потомку остзейских (шведских) дворян Г.Ф. Веймарну (в последствии – сенатор в С.-Петербурге). За 1819-1845 гг. значительно возросла загрузка домны, выстроена вторая кричная фабрика. Кричных горнов и молотов удвоено (доведено до 12-ти). К 1841 г. на заводе имелись три трехцилиндровые воздухо-дувные машины (каждая на четыре огня) с духовыми ларями при каждой.

    Правление Пастуховых: первая серьезная реконструкция

    Серьезная перестройка работы предприятия проходила во второй половине XIX в. (27.V.1850), когда появились новые хозяева – ярославские купцы Пастуховы. В 1886 г. завод перешел в полную собственность Н.П. Пастухова.
    «Пастуховское владение» сопровождалось приглашением на завод в качестве управляющих  целой плеяды талантливых горных инженеров. Сначала это был Андрей Христианович фон Зигель, который находился на посту управляющего в 1849-1855 гг. При нем началось строительство второй домны и пудлингово-сварочной фабрики, поднятие плотины Омутнинского пруда. Он же известен тем, что по собственной инициативе открыл при заводе первую школу, построил первую православную церковь во имя св. Александра Невского, которая 10 июня 1853 г. была освящена. В 1850-м достроил заводской госпиталь.

    5 Вторая доменная печь 1856 годПущенная в ноябре 1856 г. вторая домна и заработавшая в 1861-1862 гг. пудлингово-сварочная фабрика (с листовым и сортовым прокатными станами) придали новый импульс развитию завода. По тем временам пудлинговый способ производства считался вполне современным и открывал новые горизонты для омутнинской металлургии. Во второй половине XIX в. завод выпускал как кричное (до 1884 г.), так и пудлинговое железо, из которого катали железо листовое и сортовое (шинное, обручное, полосовое, узкополосное, круглое и др.).

    В 1861 г. были усовершенствованы обе доменные печи. В целом происходило постоянное усложнение технических сооружений завода. Последнее обстоятельство связано с приглашением на завод в качестве механика англичанина Ф.И. Эванса. В 1875 г. появился кузнечно-механический цех, пущена первая вододействующая турбина.

    5 ПМ КарпинскийК числу крупных заводских мероприятий второй половины XIX века следует отнести постройку на месте кричной фабрики – фабрики листокатальной. Произошло это в 1884-1886 гг. при управляющем П.М. Карпинском. Горным инженером при нем работал будущий ученый-металлург, основоположник теории доменного процесса, академик М.А. Павлов.

    За 1888-1894 гг. закрыты две старые пудлинговые печи, построены две рудообжигательные печи. В 1890 году устроены отражательная печь (вагранка) для отливки крупных чугунных предметов и мостовой кран.

    На рубеже веков

    6 Улица Петропавловская Здание министерского училищаВ 1897 г. при управляющем С.Д. Кузнецове – горном инженере и геологе, человеке хорошо известном на заводах Урала, построена третья домна (с горячим дутьем воздуха). Наряду с водяными колесами стали использоваться паровые машины. В 1898 г. открыта народная библиотека-читальня.
    При управляющем И.П. Шишове открылись: 15 октября 1901 г. – Малаговское земное училище, 15 сентября 1902 г. – двухклассное министерское училище, 22 октября 1902 г. – народный дом в честь 40-летия отмены крепостного права, осенью 1906 г. в доме торговца Пестова – первая четырехклассная женская прогимназия с девятью преподавателями.

    6 Улица Петропавловская Здание гимназииБурное железнодорожное строительство в России и в частности строительство Транссибирской магистрали (1891-1906 гг.) подвели черту под всей староуральской промышленностью. Время автономной работы заводов Урала исключительно на местном сырье (руда, лес, энергия падающей воды) безвозвратно уходило в прошлое. Лучше других это понимал старший сын владельца Л.Н. Пастухов, фактически занимавшийся заводом последние 25 лет «пастуховского владения».

    Большая модернизация

    7 Заготовочный стан 500Выдающуюся роль в спасении завода от закрытия сыграл горный инженер Р.Я. Гартван, работавший впоследствии заместителем председателя металлургической секции Госплана. В период его управления (1905-1915 гг.) прошла капитальная реконструкция завода.

    По его замыслу, главной продукцией отныне становилась мелкосортная сталь с большим набором профилеразмеров, выпускаемая небольшими партиями. Подобная продукция была необходима для зарождающихся в России автомобильной и авиационной промышленности. Эксклюзивность продукции ставила завод в монопольное положение на российском рынке металла.

    7 Строительство мартеновского и прокатного цехов 1911 годВ 1910-1913 гг. были заново выстроены сортопрокатный цех с основным («280») и заготовочным («500») станами, впервые появился мартеновский цех с 15-тонной печью, огнеупорный цех, также впервые заработала силовая электростанция.
    Электростанция была оснащена паровым турбогенератором фирмы «Броун-Бовери», парокотельной с котлами Стерлинга и электрогенератором с гидротурбиной системы Френсиса. На заводе началась эпоха использования электродвигателей, мощнейший из которых в 420 л.с. немецкой фирмы «Сименс-Гальске» был установлен в сортопрокатном цехе.

    10 июля 1913 г. состоялась продажа Омутнинских заводов акционерам в Санкт-Петербурге, причем Пастуховы сохраняли за собой контрольный пакет акций. Возникло «Акционерное общество Северных заводов наследников Н.П. Пастухова».

    7 Электростанция построенная в 1910-1912 гг7 Общий вид завода

    После национализации

    8 Барбот-де-МарниВ 1917-1919 гг. в качестве управляющего, а затем техрука служил горный инженер, автор многочисленных статей в области металлургии и книги «Урал и его богатства» Е.Н. Барбот-де-Марни. Весной 1918 г. завод был национализирован. В это время укреплялись связи с авиационной и автомобильной промышленностью, для воздушного флота производилась хромоникелевая сталь, для корабельных цепей катали сварочное железо.

    Лишившись конкретного хозяина, предприятие столкнулось с проблемой отсутствия капиталовложений и нехваткой оборотных средств (денег, руды, топлива и т.д.) И только когда в 1925 г. омутнинская сталь, направленная в Москву, по пробе на качество оказалась выше, чем Златоустовская и Путиловская, способствовало расширению государственного заказа.

    8 Барбот де Марни - управляющий Омутнинским заводом (в первом ряду четвертый слева)8 Разливная ковшева тележка в мартене

    Начало освоения фасонных профилей

    9 Омутнинск в 1929 году Вид с колокольни Троицкого собораПоступательное развитие предприятия в 20-30-е годы шло в направлении увеличения и усложнения сортамента проката (инструментальная, углеродистая и конструкционная сталь), производимого небольшими партиями. Появление в 1926 г. талантливого калибровщика Н.П. Павлова (1874-1947 гг.) стало для Омутнинского металлозавода судьбоносным. Он проделал сложнейшую работу по калибровке валков и добился получения фасонных профилей.

    В дальнейшем он – главный прокатчик – возглавил работу по освоению фасонных профилей. Роль завода становилась весомей в первую очередь по причине монопольного положения его продукции на внутреннем рынке.

    9 Освоение фасонных профилей началось в сортопрокатном цехеВ 1922-1926 гг. завод переходит на производство высококачественной фасонной стали. Важными вехами в развитии завода стало строительство ж/д ветки Яр-Фосфоритная (1929-1932 гг.), ликвидация доменного производства (1929 г.) и возведение второй мартеновской печи (1930-1932 гг.), строительство и пуск первой очереди новой электростанции (1936-1941 гг.), 6 ноября 1938 г. – пуск кровельного стана «550-2» (закрыт в 1969 г.).

    Второе рождение «листопрокатки»

    10 Листропрокатный цех Роликовый стан для правки тонкого железаВ 1896-1907 гг. процесс производства листового кровельного (матового) железа начинался в пудлингово-сварочном цехе. Там получали пудлинговые куски, которые прокатывали в листовую болванку и доставляли в листокатальный цех.
    В 1920-е гг. листопрокатчики перешли с прокатки кровли на стальной лист. Второе рождение «листопрокатки» началось в конце 30-х гг. В 1938 г. в одном помещении стали работать два листопрокатных стана – «550 № 1» и «550 № 2».
    В войну, когда в ширпотребе развернулось массовое производство корпусов мин и саперных лопат, оба листовых стана оказались как никогда кстати. Они катали стальной лист. А к концу войны с переходом к мирному строительству на стане «550 №2» полностью перешли на производство кровли. В 1954 г. внедрили уширенную сутунку для проката двухмиллиметрового листа.
    Механическая правка листа начала внедряться в 1952 г., но с получением в 1955 г. немецкой 9-тивалковой правильной машины этот процесс достиг наибольшей эффективности.
    В 1953-1955 гг. для кровельного листа построили новое сортировочное отделение. Листопрокатный цех закрылся в 1969 г. с пуском цеха стальных фасонных профилей.

    10 Пробивка листа в листопрокатном цехе10 Тонколистовой стан

    Сварочный цех

    11 Печь №3 Стан 450Построенный на рубеже 1850-1860-х гг. пудлингово-сварочный цех («катальная фабрика») позднее более известен как стан «450».
    По меркам третьей четверти XIX века пудлингово-сварочное производство считалось вполне современным. Оно уверенно вытесняло кричный способ получения железа, хотя специалисты признавали, что даже самые лучшие образцы пудлингового железа уступают кричному.

    В 1905-1907 гг. обжимной молот заменили на пресс. С появлением в 1910-х гг. мартеновского производства, а затем после закрытия в 1929 г. домны, работа в пудлингово-сварочном изменилась. Когда заготовка стала поступать со стана «500», цех стали называть просто «сварочным», а позднее – «стан-450». Работали на три клети.

    11 Стан 450В 1945 г., в завершение военной реконструкции, в сторону маховика были перенесены шестеренная и обжимная клети. В конце войны на стане катали полосу, квадрат и круг, а также топорную полосу, пятигранную сталь, сегментную для саней и уголок.
    22 февраля 1949 г. вступила в строй тельферная дорожка к складу заготовки стана «500». По сравнению с лошадьми, ее доставлявшими, это был прогресс. Важным шагом в деле механизации производственных процессов стали две кран-балки, появившиеся в 1951 и в 1953 гг. В 1953 г. построена третья нагревательная печь.

    В 1976-1993 гг. на стане катали круги, полосы, толстую полосу, которая шла на производство топоров. Когда пустили «ВАЗ», был освоен еще один профиль – «петля». В 1989 гг. старейший цех, проработав около 130 лет, прекратил свое существование.

     

    Техперевооружение в войну

    12 Шихтарник третьего марте построенный в 1945-1946 ггВ военный период (1941-1945 гг.) завод установил новые мощные электродвигатели на станах «450», «280», «550» №2, начал работы по модернизации заготовочного стана «500», переоборудовал нагревательные и две мартеновские печи. Одновременно шло строительство третьей мартеновской печи, пуск которой состоялся 1 октября 1946 г.

     

    12 Сортопрокатный цехРезко возросшее в годы войны производство «специзделий» (саперные лопатки, корпуса мин) требовало от листопрокатчиков значительно увеличить выпуск стального листа и кровли, поэтому было освоено производство пятимиллиметрового листа для оборонных заводов.

     

    12 Шпагин ГС 175-летие завода 1948 годВыполняя военные заказы, мартеновцы выпускали новые марки стали, используемой в самолетостроении. Прокатчики освоили более двадцати видов сложных фасонных профилей.

    Катали «якорь», «полюсный башмак», трапециевидный, корытообразный, т-образный профили, конусный подкат, уголки разных размеров. Конструктор знаменитого «ППШ» Г.С. Шпагин не только неоднократно писал, но и приезжал на завод, чтобы поблагодарить омутнинцев за труд и высокую ответственность. В 1948 году он принимал участие в праздновании 175-летия завода.

    12 Заводоуправление12 Узкоколейный паровоз желдорцеха Конец 40-х годов

    Подарок Сталину

    13 ПрофилиВ начале 1946 г. бывший рабочий завода Я.Е. Чадаев от лица омутнинских рабочих вручил И.В. Сталину красиво оформленные образцы профилей Омутнинского завода.
    (В годы Великой Отечественной войны имя Якова Ермолаевича Чадаева было хорошо известно многим советским людям. Ряд важных правительственных постановлений и, в первую очередь, о присвоении генеральских и адмиральских званий периодически публиковались в печати за двумя подписями: председателя Совнаркома СССР И.В. Сталина и управляющего делами Совнаркома СССР Я.Е. Чадаева.)

     

    13 Фасонные профили освоенные на заводе 1936 год13 Панно из темплетов фасонных профилей

    Стан «280»

    14 Марков ИХ главный инженерВ 1957 г. завод был на грани закрытия. Главный инженер И.Х. Марков принял на себя ответственность по строительству нового цеха силами самого завода. В 1959-1962 гг. шло строительство и установка нового стана «280», 31 октября 1962 г. дан первый прокат. И это решило дальнейшую судьбу предприятия.

     

    14 Кладка стен стана 280-2 16 мая 1961 года14 Стан 280-2 1962 год

    Время бурного развития

    15 Агрегат-стан1960-1980-е гг. – время бурного развития завода. В 1963-1964 гг. пущено термо-калибровочное отделение, в 1964-1966 гг. – новый литейный цех. Событием в жизни завода был пуск первого в СССР комплекса совмещенной разливки и прокатки стали – агрегат-стана «140-500», сданного в опытную эксплуатацию в начале 1966 г.

    15 На участке холодного проката цеха стальных фасонных профилейВ 1965 г. началось строительство нового цеха стальных фасонных профилей, пуск первой очереди которого состоялся в 1969 г.,  второй очереди – в 1972 г. В 1973 г. в связи  с 200-летием Омутнинский металлургический завод за успехи в труде награжден орденом Трудового Красного Знамени. А в 1974 г. за создание фасонных профилей отмечен Государственной премией.

    В 1976-1994 гг. при директоре А.М. Петренко создано мощное подсобное хозяйство, построены собственный профилакторий и больница, несколько детских садов, три больших общежития. Заработал новый цех по производству лифтовых направляющих, пуск первой очереди которого состоялся 26 декабря 1985 г.
    Важным событием производственной жизни стал пуск в конце 1992 г. нового стана «450», выпускающего подкат для цеха лифтовых направляющих.

    15 Строительство ЦЛН15 Профилакторий 2015 год

    Переход к рыночным отношениям

    В 1992 г. в связи с начавшимися в России рыночными реформами Омутнинский завод перестал быть государственным предприятием. В сентябре 1992 г. создано открытое (позднее – закрытое) акционерное общество.
    В середине 1994 г. генеральным директором завода становится В.А. Кузнецов. Совет директоров принимает программу финансовой стабилизации предприятия.

    16 Вид на завод 2015 год16 МЦ

    Масштабная модернизация

    17 Волосков Александр ДмитриевичС февраля 2001 года акционерное общество возглавляет А.Д. Волосков, занимавший с 1995 г. пост технического директора. С его приходом начались кардинальные преобразования предприятия. Успешно реализуется долгосрочная инвестиционная программа, направленная на реконструкцию и модернизацию производства. Это самая масштабная реконструкция за всю историю завода.

    Реализация крупномасштабного проекта технического перевооружения предприятия началась с газификации. Все технологическое оборудование завода поэтапно, начиная с 2001 по 2011 годы, переведено на природный газ.

    25 декабря 2006 г. окончен первый этап реконструкции сталеплавильного производства. Построены и пущены в эксплуатацию крупные производственные комплексы: печь-ковш, машина непрерывного литья заготовки.

    17 Реконструкция стана 500 2012В период 2011-2013 годов осуществлен очередной этап реконструкции прокатного производства – модернизация стана «500». Процесс проката полностью механизирован и автоматизирован. Стан введен в эксплуатацию в феврале 2014 года.

    Проведено полное обновление технологии в цехе лифтовых направляющих. Начато перевооружение ремонтно-механического цеха с установкой обрабатывающих центров.
    Реконструкция прокатного производства продолжается, впереди – дальнейшая модернизация сталеплавильного производства.

    17 Стан 500 117 Стан 500 2

    Новый облик завода

    18 Металл-ЭкспоВ настоящее время акционерное общество «Омутнинский металлургический завод» представляет собой компактное предприятие с неполным металлургическим циклом, специализирующееся на выпуске горячекатаных фасонных профилей и стальных фасонных профилей высокой точности сложных сечений, которые используются в автомобилестроении, машиностроении, станкостроении, приборостроении, производстве хозтоваров и многих других отраслях; производятся лифтовые направляющие для пассажирских и грузовых лифтов по российским и международным стандартам; выпускается ряд машиностроительных изделий.

    19 Волосков Сергей Александрович

    С августа 2022 года генеральным директором завода стал Сергей Александрович Волосков, Почетный металлург РФ, член Общественной палаты Кировской области.

     

     

      

    18 Заводоуправление18 Проходная